Джерело:
http://www.kira.org.ru/docs/ngo/charity/fenomen.doc
ФЕНОМЕН БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Федор Ступак
(Киев, Украина)
Благотворительность — это многоаспектная человеческая деятельность, социальный,
психологический и экономический феномен, который имеет свою давнюю историю.
Первичная форма благотворительности в виде подаяния милостыни нищему,
встречается уже в самые отдаленные времена и впоследствии возводится в
религиозную обязанность. Милосердие — основа религиозной морали и служит
обоснованием различных видов благотворительности.
Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием
христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 г. официально вменил в
обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину
на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. В течение многих веков
церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и
больным. Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным
отцом бедных». Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так
изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не
оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи».
В
средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности
братств. Братские приюты получили название шпиталей и предназначались для тех,
кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом. Приют в шпиталях
находили «настоящие бедные и даже такие, которые стеснялись просить милостыню,
также калеки, больные, а особенно старые воины...» (П. Ефименко, 1883). У
казаков главным был шпиталь в Трахтемировском монастыре «для старинных,
зубожилых и ранами скалеченых козаков». В описании Павла Алепского указано на
шпитали, которые «во всей стране казаков в каждом городе и в каждой деревне
выстроены для их бедняков и сирот» (В. Сичинский, 1992).
Петровская эпоха характеризовалась преследованием профессионального нищенства,
но в то же время и заботой об организации призрения для истинно нуждающихся.
Законодательством этого времени повелевалось помещать неспособных к труду в
госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги,
устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о призрении воинских
чинов. Из мероприятий Екатерины II заслуживает внимания создание в 1775 г.
Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об
устройстве и содержании больниц, богаделен, сиротских и работных домов и домов
для душевнобольных.
Одним
из первых проявлений филантропической активности можно считать образование
Ведомства учреждений императрицы Марии (1797). Еще одним шагом на пути к
активизации благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского
человеколюбивого общества. В 1900 г. это общество включало 225 заведений, на
благотворительность было израсходовано около 2,5 млн. руб.
До 60-х
годов XIX в. общественная и частная благотворительность развивалась медленно.
Только с 1862 г. разрешение на открытие учреждений было предоставлено
Министерству внутренних дел, что значительно сокращало формальности. Во второй
половине XIX в. основано 95% всех благотворительных обществ и 82%
благотворительных заведений Российской империи. Активные позиции начинают
занимать с 1867 г. Общество Красного Креста и с 1895 г. — Попечительство о домах
трудолюбия и работных домах, позже переименованное в Попечительство трудовой
помощи.
Наиболее
массовыми организациями, которым были подведомственны благотворительные
учреждения, следует считать Министерство внутренних дел (6895 учреждений) и
Ведомство православного исповедания (3358 учреждений).
Крупнейшим центром благотворительности был Киев, что несомненно объяснялось
богатыми историческими традициями города в деле заботы о ближнем. Заметную роль
в общественной жизни Киева во второй половине XIX—начале XX в. играло
Благотворительное общество. Основанное в 1834 г. для помощи бедным, оно
содержало дешевые квартиры и столовые, дома призрения, пансионы, швейную и
ремесленную школы; недвижимое имущество его оценивалось почти в 3 млн. руб., а
ежегодные расходы достигали 150 тыс. руб. В 1891 г. при участии графини С.
Игнатьевой была основана бесплатная больница, лекарства выдавались также
бесплатно, а здание выстроено на средства Н. Терещенко.
Активную благотворительную деятельность в Киеве проводила Мариинская община
сестер милосердия Общества Красного Креста. Киевский отдел Российского общества
охранения народного здравия учредил Общество борьбы с детской смертностью
(1912). Оно открыло амбулаторию «Капля молока». С 1891 г. действовало Общество
помощи больным детям. Его усилиями на благотворительные средства было выстроено
здание детской амбулатории. Общество помощи бедным роженицам имело в своем
распоряжении родильный приют и «Каплю молока». Активно работали киевские отделы
Попечительства слепых и Попечительства глухонемых, Общество лечебниц для
хронически больных детей, Общество борьбы с заразными болезнями, Общество скорой
медицинской помощи, Общество ночных врачебных дежурств, Попечительство о
народной трезвости, Общество дневных приютов для детей рабочих, где кроме пяти
приютов одно время существовал и приют медицинского профиля.
Участие
врачей в различных благотворительных обществах было весьма активным и оставило
яркий след, доказав таким образом правильность утверждения, что круг
деятельности врача далеко выходит за пределы его прямого назначения и врач
является не только видным общественным деятелем, но и непременным участником в
делах благотворения.
Благотворительная помощь охватывала в основном следующие группы нуждающихся:
детей и подростков; взрослых трудоспособных; взрослых нетрудоспособных и
инвалидов; больных; престарелых.
Принципы
благотворительности успешно воплощались общинами, объединенными по
вероисповедному (национальному) признаку. Благотворительная деятельность
выдвинула целый ряд подвижников, известных отечественных филантропов (Терещенко,
Дегтярев, Бродские и др.).
Существенная
особенность сегодняшнего дня — расширение круга лиц, представляющих уязвимые
слои общества. Сюда входят престарелые и старики, безработные, мигранты,
инвалиды, хронически больные, лица, находящиеся за чертой бедности, нищие и др.
Увеличение численности таких лиц неблагоприятно сказывается на всем обществе,
нанося ему экономический, физический, моральный ущерб. Поэтому важно, чтобы
общество осознало практическую ценность благотворительности как средства
социальной реабилитации истинно нуждающихся граждан и уменьшения остроты
медицинских проблем. Через милосердие и сострадание восстанавливается больная
ткань человеческих взаимоотношений.
Сегодня полезно было бы обратиться к опыту наших
предшественников, благотворительная деятельность которых диктовалась осознанием
общечеловеческой солидарности, стремлением устранить опасность, связанную с
наличием в обществе нуждающегося населения.
|